НОВОСТИ

Командиру, Учителю, Человеку-ветераны ВМФ

В жизни каждого человека встречаются люди, которых можно смело назвать мой Командир, Учитель и Человек с большой буквы. К такому словосочетанию могу искренне без тени смущения и дополнительных раздумий отнести контр-адмирала Петрова Анатолия Дмитриевича (11.05.1935 рождения в г. Константиновка, Сталинской, в последующем Донецкой области).
Лиепая, город под липами, Латвийская ССР. В 1973 году молодые лейтенанты прибыли после выпуска из высших военно-морских училищ ВМФ на соединения подводных лодок Балтийского флота для дальнейшего прохождения службы. В одной из бригад подводных лодок, куда попал  л-т Маслюк В.С., был командиром бригады капитан 1 ранга Хромов Николай Елизарович, а заместителем капитан 2 ранга Петров Анатолий Дмитриевич, в последующем они стали вице и контр-адмиралами соответственно. Самые добрые слова в адрес этих достойнейших офицеров, высших офицеров Военно-Морского Флота. Многим офицерам они (Хромов Н.Е. и Петров А.Д.) дали путевку в жизнь и создали условия стать Человеком. Сами в таком «тендеме» прошли не один административный уровень (бригада, дивизия, эскадра, управление флота). И везде со своими сложностями житейских и служебных обстоятельств были на высоте.
Под непосредственным началом этих Командиров и Учителей проходил службу с 1973 по 1981 год. За свою службу в календарном исчислении более 40 лет(1968-2008гг.) можно констатировать, что более порядочных, честных и добросовестных офицеров такого ранга не встречал. Много примеров можно привести для подтверждения этих выводов, однако ограничимся отдельными эпизодами с взглядами того времени и уровня:
1.Вахтенного(дежурного) офицера.1973-1974гг.
Эпизод 1. Подводная лодка в море, всегда для нас молодых офицеров было событием, где мы учились военной науке и приобретали профессию, которой гордились. Ярким примером были старшие наши товарищи, их знания и опыт морской практики. Наличие старших начальников на борту подводной лодки всегда имело свою цель (контрольный выход, прием курсовых задач и их элементов боевой подготовки), но главная задача у этих начальников была научить и передать свой опыт, это делалось тактично, если можно этот термин использовать в кругу военной сфере общения. Чего стоили разъяснения заместителя командира бригады «на пальцах» принципов и алгоритмов действий вахтенного офицера по дифферентовке пл, покладки на жидкий грунт и … это осталось у каждого из нас.
 Эпизод 2. «Суждено выжить!». Эта фраза долго была глубоко в душе у молодого лейтенанта. Контрольный выход на ракетной подводной лодке «С-155» 665 проекта(командир подводной лодки капитан-лейтенант Воробьев Василий Васильевич, старший помощник командира капитан-лейтенант Коломиец Виктор Кириллович, вахтенный офицер лейтенант Маслюк ) со старшим на борту  заместителем командира 40 бригады подводных лодок капитаном 2 ранга Петровым Анатолием Дмитриевичем. 2-я боевая смена (4.00-8.00) подводная лодка в подводном положении на глубине 60-70 метров, оба малый вперед, систематически поступают доклады из 1-8 отсеков в Центральный пост (3 отсек) пл без каких-либо тревог. И вдруг в центральном посту все стоящие и сидящие резко наклонились вперед… Лодка движется в глубину, на погружение. На Балтике глубины не большие. Максимальная 470 метров. В районе полигона боевой подготовки глубина порядка 170-200 метров, а рабочая глубина для лодки тоже имеет свои показатели, для нашей пл 200 метров. Вывод напрашивался простой: если не раздавит давлением воды, то не совсем приятная «жесткая встреча» с дном и как поведет себя конструкция лодки никто предположить не может. В носу 4 торпедных аппарата с боезапасом(торпедами). Сегодня можно фантазировать о ходе и развитии событий в этой ситуации, но делать это не будем.
Реакция старшего на борту была мгновенна, а его четкие команды выровняли лодку. Выяснили и уточнили причину-горизонтальные рули заклинены на погружение. Даже сегодня, по прошествии многих лет, не совсем приятно этот эпизод вспоминать и детализировать. Спас экипаж подводной лодки именно капитан 2 ранга Петров А.Д. Давно это было, но и сейчас вспоминаем и благодарим этого Человека, настоящего офицера подводника. Члены семей и родители военных моряков экипажа с чувствами искренней теплоты и благодарности вспоминают Петрова Анатолия Дмитриевича, и каждый раз напоминали и напоминаем детям кто сохранил жизнь их отцу. Этот урок для меня стоял в последующем перед глазами и хотелось быть похожим на этого умудренного Командира, но для этого надо учиться и учиться (у всех ли из нас молодых офицеров хватит сил и настойчивости, а это покажет время).
2. Командир боевой части БЧ-2-3 пл «С-142» 1974г.
Под руководством командира 40 бригады подводных лодок (капитан 1 ранга Петров А.Д.) : Эпизод 1.Осуществили практические ракетные стрельбы РС-31 корабельными боевыми расчетами трех подводных лодок 665 проекта «С-155», «С-152» и «С-142» на полигонах боевой подготовки Черноморского флота с однотипной подводной лодки. Организация этого мероприятия была на высшем уровне-это учеба для всех участников, которую без суеты со знанием дела преподнес капитан 1 ранга Петров А.Д. Первое место завоевала пл «С-142»(командир  подводной лодки капитан 2 ранга Закиров Геннадий Хакимович, командир БЧ-1 старший лейтенант Васюта О.И., командир БЧ-2-3 лейтенант Маслюк В.С.). Примечание: Васюта Олег Иванович. станет Героем Российской Федерации, капитаном 1 ранга.
Эпизод 2. Непосредственное участие в учениях по выходу с аварийной(затонувшей) подводной лодки на глубине 50 метров через аварийный люк 8 отсека. Аварийно-спасательная служба флота в учениях привлекла спасательное судно и суда обеспечения, эскадра- подводные лодки и их подготовленность к этому важному мероприятию. Учение прошло успешно на всех этапах, участникам объявили «Спасибо. Молодцы»-это высокая оценка подготовленности экипажа. Техническую готовность аварийных средств выхода с подводной лодки обеспечил командир БЧ-5 старший лейтенант Головин Д., который в последующем проходил службу в научно-исследовательском институте аварийно-спасательной службы ВМФ.  К этому элементу боевой подготовки и ее отработке относились еще более серьезно и в первую очередь к легководолазной подготовке, будучи уже в должности старшего помощника командира подводной лодки.

Отдельная страница наличия высоких качеств морской практики и исключительные аналитические способности Петрова А.Д., позволили разрабатывать новые тактические приемы действий подводных лодок. Примеры не детализируем, поскольку и сегодня они актуальны в практическом применении.
3. Старший помощник командира пл «С_152», ПНШ эскадры по ОЧ и БП 1976-1981гг.
Сформирована эскадра подводных лодок на Балтийском флоте (1976) первыми в ней были :
-командир эскадры-контр-адмирал Хромов Н.Е.
-начальник штаба эскадры -капитан 1 ранга Петров А.Д.
Создать штаб и организовать работу слаженного механизма мог только незаурядный человек. Учения, рейдовые сборы, четкая реализация планов боевой службы, дежурства и выполнения всех боевых упражнений, ремонтов, поддержания боеготовности подводных лодок-это только видимая часть «айсберга», но и подводная часть-рутинная работа поддержание дисциплины, порядка и контроль за реализацией всех планов работы выполнялись безукоризненно.
С теплотой можно отметить профессионализм и работоспособность флагманских специалистов (Балтушка, Алябьев, Фатеев, Казаничев, Печенкин, Маленков) , операторов(Меренков, Васильчук, Терешкин, Маслюк). Эту работоспособность и желание быть полезным формировал начальник штаба эскадры подводных лодок контр-адмирал Петров А.Д. своим личным примером и трудолюбием. Отеческая предупредительность исходила от старших офицеров штаба эскадры и в первую очередь от капитанов 1 ранга Фатеева, Алябьева, Меренкова…
4. Слушатель Военно-Морской Академии им. А.А. Гречко 1981-1983гг
Желание одно-только не подвести тех Командиров и Учителей, которые мне оказали доверие учиться в Академии. От эскадры в 1981 году поступили капитан 2 ранга Бобровский, капитан 3 ранга Павлов и капитан 3 ранга Маслюк, в последующем вице-адмирал, капитан 1 ранга, контр-адмирал соответственно. Учеба в академии позволила выйти на уровень более высокий в нашей служебной деятельности. Все выпускники поддерживали деловые добрые отношения, которые в дальнейшем расширились.
Люди творят историю и на каждом своем пути жизни они участвуют в ее создании. Мы, офицеры ВМФ СССР, служили в сильных Вооруженных Силах великой страны-СССР. И самое главное-были востребованы и гордились, что эта великая страна поручила и доверила выполнять миссию-быть готовым защитить нашу Родину. У каждого из нас не зависимо от должности, звания и возраста это получилось по-разному, но все(большинство) стремились делать свое дело хорошо. И многое зависело от наших учителей, которые передавали свои знания и опыт, а их советы и рекомендации даже сегодня приводишь, как аксиому с благодарностью. Именно с благодарностью, что на твоем пути встретились эти Личности.
Повествование о службе на Балтике, на подводных лодках, в самом крупном по количеству вымпелов объединении подводных лодок ВМФ, уже это дает какое-то возвышенное чувство, а с какими достойными личностями служил, все это формирует чувство гордости. В последующем многие из нас обращаются к воспоминаниям, кто с радостью, восхищением, а кто с огорчением и неудовольствием. Только все зависит и будет зависеть только от конкретной личности, от его поступков и дел. «Сборник воспоминаний» у каждого человека имеется и эти воспоминания подтверждают не только память и уважение к людям, которые встретились на твоем пути, но и формирование у наших последователей чувства благодарности к своим Учителям и Командирам.
Добрые дела должны жить в памяти живущих эти слова святителя 19 века и в наше время нужны, как ориентир, каждому из нас. Спасибо Адмиралу Петрову Анатолию Дмитриевичу, что он в нашей памяти имеет место, и можем его приводить в пример нашим продолжателям!
Ветераны Военно-Морского Флота
Контр-адмирал В.С. Маслюк,
Член Общественного Совета при Минобороны РФ.