10 октября 2025 года в Гимназии им. А. Грина г. Кирова, у памятника автору бессмертной феерии «Алые паруса», прошло практическое занятие клуба «Юнга». Темой реальной работы стало «Приготовление корабля к бою и походу». Проводили практикум руководитель сообщества - представитель Российского фонда ветеранов в Кировской области, председатель организации «Морские границы» КРО «Российский Союз ветеранов», капитан 3 ранга в отставке Ю.П. Малых и активист организации «Ветераны флота» КРО РСВ, капитан 2 ранга в отставке В.В. Гонцов.
Ознакомление юнг с порядком действий личного состава происходило на примере вооружения яхты «Бриз». Судно изготовил по своему проекту Владимир Васильевич Гонцов. Уроженец Нагорского района Кировской области, вернувшись со службы в Военно-Морском Флоте в г. Киров, осуществил мечту детства и теперь старается передать увлеченность и знания подрастающему поколению. Шлюп «Бриз» уже в 2024 и 2025 годах послужил обучению мальчишек и девчонок морским навыкам в ходе экспедиций «Юнга» на Белохолуницком пруду.
Юнги ознакомились с познавательной информацией об устройстве и отличиях корабля и судна, устройстве яхты, видах силовых установок, графике приготовления и обязанностях личного состава при подготовке корабля к выходу в море, команде «Корабль к бою и походу приготовить!» и другим вводным и командным словам.
Ветеран ВМФ дал юнгам представление о книжке боевой номер, обозначив себя термином «шкотовый матрос», поднялся по трапу на палубу. Подчеркнул: «Поскольку у нас не корабль, а яхта, подается команда «Вооружить яхту!»
Началась неторопливая демонстрация действий по расчехлению и освобождению рангоута от найтов, разборке вантов и бакштагов, креплению бакштагов в вантупенсы на мидель-шпангоуте, сдвигании мачты в корму, установке штопора мачты в степс и закрепления их нагелем, выбирание ходового конца форштага, подъем мачты и т.д. Восторг вызвало водружение на корме флага ВМФ советского периода, под которым служил капитан 2 ранга В.Гонцов и присутствовавшие ветераны флота Ю.Малых и В.Петров.
Надо было видеть, с каким вниманием следили за работой шкотового матроса юнги, вслушивались в совершенно непонятные для них морские термины, некоторые из ребят старались повторить услышанное вслух.
Ребята получили и первые практические навыки, поступила команда: «По местам стоять, паруса ставить!» Для выполнения этих действий был приглашен отличник из класса. Поднимаясь на борт, он, как и положено, отдал честь Военно-морскому флагу, а затем, услышав команду «На грота-фале» повторил ее: «Есть на грота фале!»-Поднять грот! После чего приступил к выбиранию, поднятию грота - фала и докладу: «Грот поднят!»
Для выполнения следующих практических действий по команде: «По местам стоять, паруса ставить» был приглашен один из лучших учащихся класса. Поднимаясь на борт, он, как и положено, отдал честь Военно-морскому флагу, а затем, услышав команду «На грота-фале» повторил ее: «Есть на грот фале!»-Поднять грот! После чего приступил к выбиранию, поднятию грота - фала и докладу: «Грот поднят!»
Для последующих действий участие принял назначенный юнга, также являющийся отличником учебы в классе. На его долю досталось выполнение и повторение команды «Поставить стаксель», а затем снятие со стопора фурлинга, постановка шкотами стакселя на правый галс и шкота на стопор. По окончании из уст помощника шкотового матроса раздался торжественный доклад: «Стаксель поставлен!»
Конечно, не все шло гладко: периодически где-то что-то по разным причинам заедало, требовалось прилагать дополнительные усилия, но дело продвигалось. Главное, юнги отметили, что не так все просто, как кажется: всему надо учиться, тренироваться, нарабатывать навыки, чтобы быстро подготовить судно к походу. Поднятые на мачте алые паруса моментально, торжественно натянулись от осеннего ветра. Глаза будущих моряков засветились радостью, они попросили разрешения подняться на борт и сфотографироваться.
Занятие подошло к концу, довольны были и организаторы, и юнги. Все дружно построились у борта шлюпа «Бриз» и сфотографировались на память.
Теперь надо ждать весны, чтобы отработать действия по команде «Вооружить яхту!» где-то на берегу и совершить на ней первое в жизни путешествие по водоему. Правда, пока не очень ясно, где это удастся сделать, но решение вопроса за руководителем клуба, вла
Ознакомление юнг с порядком действий личного состава происходило на примере вооружения яхты «Бриз». Судно изготовил по своему проекту Владимир Васильевич Гонцов. Уроженец Нагорского района Кировской области, вернувшись со службы в Военно-Морском Флоте в г. Киров, осуществил мечту детства и теперь старается передать увлеченность и знания подрастающему поколению. Шлюп «Бриз» уже в 2024 и 2025 годах послужил обучению мальчишек и девчонок морским навыкам в ходе экспедиций «Юнга» на Белохолуницком пруду.
Юнги ознакомились с познавательной информацией об устройстве и отличиях корабля и судна, устройстве яхты, видах силовых установок, графике приготовления и обязанностях личного состава при подготовке корабля к выходу в море, команде «Корабль к бою и походу приготовить!» и другим вводным и командным словам.
Ветеран ВМФ дал юнгам представление о книжке боевой номер, обозначив себя термином «шкотовый матрос», поднялся по трапу на палубу. Подчеркнул: «Поскольку у нас не корабль, а яхта, подается команда «Вооружить яхту!»
Началась неторопливая демонстрация действий по расчехлению и освобождению рангоута от найтов, разборке вантов и бакштагов, креплению бакштагов в вантупенсы на мидель-шпангоуте, сдвигании мачты в корму, установке штопора мачты в степс и закрепления их нагелем, выбирание ходового конца форштага, подъем мачты и т.д. Восторг вызвало водружение на корме флага ВМФ советского периода, под которым служил капитан 2 ранга В.Гонцов и присутствовавшие ветераны флота Ю.Малых и В.Петров.
Надо было видеть, с каким вниманием следили за работой шкотового матроса юнги, вслушивались в совершенно непонятные для них морские термины, некоторые из ребят старались повторить услышанное вслух.
Ребята получили и первые практические навыки, поступила команда: «По местам стоять, паруса ставить!» Для выполнения этих действий был приглашен отличник из класса. Поднимаясь на борт, он, как и положено, отдал честь Военно-морскому флагу, а затем, услышав команду «На грота-фале» повторил ее: «Есть на грота фале!»-Поднять грот! После чего приступил к выбиранию, поднятию грота - фала и докладу: «Грот поднят!»
Для выполнения следующих практических действий по команде: «По местам стоять, паруса ставить» был приглашен один из лучших учащихся класса. Поднимаясь на борт, он, как и положено, отдал честь Военно-морскому флагу, а затем, услышав команду «На грота-фале» повторил ее: «Есть на грот фале!»-Поднять грот! После чего приступил к выбиранию, поднятию грота - фала и докладу: «Грот поднят!»
Для последующих действий участие принял назначенный юнга, также являющийся отличником учебы в классе. На его долю досталось выполнение и повторение команды «Поставить стаксель», а затем снятие со стопора фурлинга, постановка шкотами стакселя на правый галс и шкота на стопор. По окончании из уст помощника шкотового матроса раздался торжественный доклад: «Стаксель поставлен!»
Конечно, не все шло гладко: периодически где-то что-то по разным причинам заедало, требовалось прилагать дополнительные усилия, но дело продвигалось. Главное, юнги отметили, что не так все просто, как кажется: всему надо учиться, тренироваться, нарабатывать навыки, чтобы быстро подготовить судно к походу. Поднятые на мачте алые паруса моментально, торжественно натянулись от осеннего ветра. Глаза будущих моряков засветились радостью, они попросили разрешения подняться на борт и сфотографироваться.
Занятие подошло к концу, довольны были и организаторы, и юнги. Все дружно построились у борта шлюпа «Бриз» и сфотографировались на память.
Теперь надо ждать весны, чтобы отработать действия по команде «Вооружить яхту!» где-то на берегу и совершить на ней первое в жизни путешествие по водоему. Правда, пока не очень ясно, где это удастся сделать, но решение вопроса за руководителем клуба, вла